Обрати внимание!
Авторизация



hot
Погода
Поиск по сайту
Опрос
Организовано проведение мониторинга мнения родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций по вопросам оказания платных образовательных услуг, привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.

Просим всех заинтересованных лиц принять участие в опросе. Перейти к опросу >>
Главная Музеи Музей образования г. Мурома

1. Из истории Музея.
Городской музей истории народного образования города Мурома (ГМИНО) открыт 1 августа 1998 года по инициативе Управления образования администрации города Мурома, лично его начальника Клещевниковой Валентины Ивановны, ветеранов педагогического труда, творческих групп молодых учителей и учащихся школ города.
До открытия музея в 1997-1998 учебном году в Совет по подготовке открытия Музея народного образования входили, главным образом, ветераны педагогического труда (около 20 человек), историки по образованию, бывшие директора и завучи школ: Дегтярев П.С., Красильников В.А., Кротова И.Л., Погодин М.М., Поликарпов В.Д., Першин Ф.П., Шапошников М.П. и другие. Научным руководителем был  муромский краевед и журналист Богатов В.И.
Большую роль в музейном делопроизводстве и многих организационных вопросах оказывали помощь сотрудники Муромского историко-художественного музея.
Открытие музея осуществлялось поэтапно:

argaiv1482

I этап

Открытие первого зала музея на базе средней общеобразовательной школы № 16 (1 августа 1998 года «День города»)
Темы разделов экспозиции:
- «Исторический».(в хронологической последовательности освещается вопрос об открытии учебных заведений города Мурома, начиная с 1-ой четверти XVIII века.

II этап

Открытие второго зала музея на базе средней общеобразовательной школы № 16 (1 августа 1999 года «День города»)
Темы разделов экспозиции:
- Современная система образования города Мурома.
- Из истории пионерского и комсомольского движения.
- «Ими гордится город» (о выдающихся выпускниках – деятелей науки, искусства …)


III этап

Открытие третьего и четвертого залов музея на базе начальной общеобразовательной школы № 14 (8 июля 2001 года «День города»)
Темы разделов экспозиции:
- «Деревенская изба»
- «Старая школа»
В музейных залах экспонируется более тысячи фотодокументальных материалов, различных школьных принадлежностей, детских поделок и предметов уходящего крестьянского быта.
Работа музея проводится по следующим направлениям:
– поисково-собирательская;
– экскурсионно-массовая;
– экспедиционная;
– оформительская.

2. Поисково-собирательская работа
Городской музей истории народного образования города Мурома построен на местном материале, и в этом смысле – он уникален.
Находящиеся в нем подлинные предметы добыты в результате кропотливой поисково-собирательской работы. Вот почему музей ежегодно пополняется новыми материалами.
В последнее время получены следующие экспонаты:
– Книга XVIII века «Сокращение всех наук для детей от шести до двенадцати лет». Данное учебное пособие включает вопросы и краткие ответы на них. Составлено на французском и русском языках и предусматривает вопросы и ответы по темам:
а) о времени;
б) о космографии;
в) о географии;
г) об истории;
д) о мифологии;
е) о республиках;
ж) об императорах;
и) о геральдике и прочее.

Книга принадлежала Муромским купцам Железниковым;
– «Золотая» и «Серебряная» медали образца СССР (РСФСР и Украины);
– Предметы с «Вахты памяти», которую осуществили молодые люди (студенты) в Темкинском районе города Вязьмы Смоленской области в августе 2002 года. Там в 1942 году 43-я армия под командованием генерала Ефремова выходила из окружения с жесточайшими боями. Музей получил гильзы, патроны, саперную лопатку, пулеметные диски и другие предметы;
– Архив доктора Рябинина К.Н., дважды репрессированного;
– «Настольный календарь учителя на 1941 год». Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, Москва, 1941 год и другие.

3. Экскурсионно-массовая работа
В музее «Истории народного образования города Мурома» проводятся экскурсии по следующей тематике:
– обзорная по первому залу;
– обзорная по второму залу;
– школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
– учителя-«легенды»;
– современная система образования в городе Муроме;
– из истории пионерского и комсомольского движения в городе Муроме;
– выпускники школ – в науке, искусстве;
– «Деревенская изба»;
– «Старорусская школа».

Посещение музея упорядочено и проводится по графику.
Предложенная тематика экскурсий позволяет учителям учитывать интересы своих учеников и выбирать куда идти.
В музее ведутся «Журналы учета экскурсий» и «Книги отзывов» отдельно по залам, находящимся в средней школе № 16 и начальной школе № 14.
Другой формой массовой работы являются мероприятия по проведению краеведческих конференций (ученических и учительских); слеты педагогических династий; слеты активистов музеев; участие в Добрынкинских и Уваровских чтениях и прочее.
ГМИНО проводит и такую форму массовой работы, как консультативно-методическую:
– оказана помощь Муромскому историко-художественному музею при составлении школьного пособия по изучению истории родного края (раздел образования);
– группа литераторов школ города подготовила литературную обработку материалов по педагогическим династиям, что позволило издать два сборника «Учителями славится Россия»;
– для местной прессы и телевидения округа Муром были представлены материалы об учителе-«легенде» Вагине А.А., ученом, Вице-президенте АН СССР Губкине И.М., народном артисте СССР – Константинове П.А., об участнике Сталинградской битвы, учителе и директоре средней школы № 12 Красильникове В.А., о руководителе литературной группы «Муромского рабочего», учителе иностранного языка и директоре средней школы « 9 Куликове А.Н. и других;
– оказана действенная помощь в подготовке документации и паспортизации школьных музеев города Мурома: средней школы № 4 – «Музей Левушкина», средней школы № 2 – «Музей истории школы», средней школы № 8 – «Музей Каурова П.А.», средней школы № 20 – «Музей культурного развития города Мурома», средней школы № 5 – «Музей истории реки Оки и судоходства» и другие;
– представлены материалы для ученических рефератов по темам:
а) «Муромские краеведы: отец и сын Богатовы»;
б) «Хор Зворыкина В.П.»
в) «Судьба человека в истории России ХХ века. Братья Рябинины»;
г) «Герой русско-японской войны 1904-1905 годов Зверев В.В.» и многие другие.

4. Экспедиционная работа
Одной из наиболее активных форм собирательской работы являются экспедиции, в процессе которых происходит выявление, сбор и изучение краеведческих материалов.
За годы работы музея проведены экспедиции по деревням и селам Владимирской (Муромского и Меленковского районов) и Нижегородской области.
В результате этих экспедиций музей пополнился ценными подлинными экспонатами в количестве более 400 экземпляров, что позволило открыть новые разделы экспозиции ГМИНО: «Русская изба» и «Старорусская школа», а также экспозицию «Деревенская изба» на базе ЦВР.

5. Учет и хранение фонда музея
Все собранные экспонаты составляют фонд музея и потому они подлежат строгому учету и хранению.
Фонд ГМИНО сложился:
– из фонда школьного музея средней школы № 16;
– из собственного фонда ГМИНО, который начал формироваться с сентября 1998 года по приказу Управления образования администрации города Мурома за № 291 от 10.09.1998 «Об открытии городского музея «Истории народного образования в городе Муроме» на базе ЦВР.
Поступающие в фонд музея новые экспонаты регистрируются в соответствии с требованием учета и хранения в «Книгах поступления» (инвентарные книги). На сегодня имеется в наличии 14 «Книг поступления» с общим количеством записанных экспонатов 8566.
Музейный фонд является потенциальной источниковедческой базой для деятельного изучения фактов и явлений, касающихся истории народного образования в городе Муроме.
Для хранения фондов музея в средней школе № 16 отведена архивная комната.

6. Оформительская работа
В плане данной формы работы ГМИНО проводится следующее:
– обновление витрин экспозиции новыми экспонатами по мере их поступления;
– разработаны и выпущены проспекты «Музей истории народного образования города Мурома», «Деревенская изба», «Старорусская школа»;
– оформлен альбом, отражающий работу музея за первые 3 года (художник-оформитель Линьков А.М., член Союза художников России и Москвы);
– оформляются фотоальбомы, отражающие деятельность Управления образования округа Муром по разделам:
а) семинары;
б) конкурс «Учитель года»;
в) медалисты;
г) праздники, проводимые Управлением образования округа Муром.

7. Связь с другими музеями
Получены ценные материалы из государственного музея города Костромы о Зворыкине Иване Дмитриевиче (выпускник Муромского реального училища 1887 года), выдающемся изобретателе льнопрядильной промышленности, имя которого носит Костромской льнопрядильный комбинат (ксерокопированный вариант).
Получены ценные материалы по архитектуре города Мурома из Московского музея архитектуры им. Щусева.
Ведется переписка с Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга по творчеству Академика живописи И.С.Куликова и другие.

Адрес музея:
602200, Владимирская обл., г. Муром, улица Льва Толстого, дом 40 (средняя школа № 16).

Руководитель музея - Филоненко Людмила Тарасовна

Директор школы - Шмелькова Наталья Александровна